Ребенок и компьютер

Ребенок и компьютер

ХХI век – век электроники, которая проникает во все без исключения сферы человеческой жизни, в том числе сферу воспитания детей. Современные дети отличаются даже от сверстников 10-летней давности, не говоря о временах детства их родителей и бабушек с дедушками.

Компьютер, телевидение, мобильные телефоны и возможности с ними связанные приводят к тому, что дети представляют поколение видеоряда, в отличие от поколения книг, к которому относились их предки.

Психологи единодушно констатируют, что современные дети значительно опережают своих недавних сверстников в интеллектуальном развитии, а медики отмечают рост количества физически ослабленных детей. Среди причин одно из первых мест занимает чрезмерное увлечение подрастающего поколения компьютерами. Невозможно отрицать научно-технический прогресс, информационные технологии – это будущее, однако все хорошо в меру.

В дошкольном возрасте ребенок активно познает мир посредством игры. Компьютер привлекает ребенка одним своим видом как новая игрушка. Дети не ассоциируют его с занятиями, а воспринимают как игру. Поэтому, компьютерные игры и обучающие программы лучше любого репетитора способствуют интеллектуальному росту ребенка.

У маленьких детей отсутствует способность запоминать информацию в соответствии с поставленной целью. В их памяти фиксируется только яркие и эмоциональные детали. Поскольку любой материал в обучающих компьютерных программах подается красочно и выразительно, дети быстрее запоминают информацию, восприятие нового материала происходит осмысленно, а результат сохраняется дольше.

Любая компьютерная игра требует нажатия определенных клавиш в соответствии с действиями на экране. Это развивает мелкую моторику и зрительно-моторную координацию.

Игры развивают такие важные функции мышления как классификация и обобщение. Ребенок учится воспринимать различные уровни окружающего нас мира: предметы, изображения, слова и уравнения, мысли. Формируется знаковая функция сознания, позволяющая осознать наличие в окружающем мире этих уровней. Уже к 4-5 годам играющий в компьютерные игры ребенок способен осуществлять простые действия во внутреннем плане без опоры на внешние предметы (считать про себя). Обычный ребенок часто испытывает трудности в обучении чтению или счету в уме и постигает навыки к 6-7 годам.

Таким образом, ребенок и компьютер формируют познавательную мотивацию, память, внимание, что очень важно для дошкольника, поскольку обеспечивают его готовность к школе.

Однако, не стоит забывать о том, что в юном возрасте развитию подлежит не только мозг, но организм ребенка в целом. Организм – это взаимодействующая целостная система и развиваться он должен гармонично. Употребление лекарства в огромных дозах делает его ядом. То же касается и компьютера.

Чрезмерное увлечение компьютером может привести к нарушению зрения. Долгие игры связаны с умственным и нервно-эмоциональным напряжением, поскольку требуют быстрой реакции, концентрации. Ребенок быстро утомляется и испытывает свого рода стресс.

Увлечение играми может сказаться на психическом здоровье малыша. Виртуальные игры создают иллюзию общения. Ребенок не получает навыков построения отношений со сверстниками. Это особенно опасно для детей робких и застенчивых. Они уходят от проблем реальной жизни, где необходимо принимать решения, приспосабливаться, учиться взаимодействовать и переносятся в иной более комфортный мир. Уход от реальности может стать причиной психологической зависимости.

Свободный и неконтролируемый доступ в Интернет не защищает ребенка от столкновения с мрачными подворотнями, пропагандирующими порнографию, насилие, садизм и прочие страшилки. Кроме того, игры бывают разными. Многие из них носят деструктивный характер, не только не учат хорошему, но и способны нанести вред неустойчивой детской психике.

Соотношение ребенок и компьютер необходимо дозировать и контролировать «маршрут передвижения» ребенка по просторам виртуального пространства.

Время общения с компьютером для детей 3-4 лет не должно превышать 20 минут. В дальнейшем время перед экраном можно постепенно увеличивать на 10-15 минут доводя до 1,5-2 часов в день. Занятия обязательно чередовать с отдыхом, лучше активным на свежем воздухе, или физическими упражнениями и упражнениями для глаз.

Поскольку простыми запретами можно только испортить отношения, но не добиться результатов, ребенка необходимо увлечь иными видами деятельности: спорт, хобби, совместная деятельность.

Компьютер отлично ускоряет и оптимизирует мыслительные процессы. Активный образ жизни укрепляет организм. Живое общение со сверстниками формируют навыки реального общения. Только при гармоничном развитии всех составляющих можно достичь успеха и воспитать умного, здорового и счастливого ребенка.


Другие статьи раздела

Выбор игрушек для детей
В этом случае мастерство и навыки ребенка, а также самооценка будут увеличиваться.

Основные принципы воспитания ребёнка
Поощрения важны со стороны обоих родителей.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить